ЭФИР ТВ «ЗВЕЗДА» | РАДИО «ЗВЕЗДА»

Крымский рубеж: пограничники впервые раскрыли секреты работы на полуострове

Съемочная группа программы «Военная приемка» продолжает серию репортажей из самых отдаленных районов российской границы. На этот раз цикл передач, приуроченный к 100-летию пограничной службы, продолжится рассказом о самом молодом пограничном участке страны - крымском.

Журналист Алексей Егоров расскажет и покажет как в короткие сроки российские пограничники смогли обустроить здесь защищенные рубежи, развернули комплекс современных технических средств охраны, организовали полноценную службу. «Курортной» ее не назовешь: беспокойный сосед регулярно подбрасывает поводы для тревог. О том, насколько профессионально реагируют наши стражи границы на эти угрозы - в новом выпуске «Военной приемки» на телеканале «Звезда».

Всевидящее око границы

Если пограничное управление ФСБ России по Республике Крым самое молодое в стране, то погранзастава близ населенного пункта Рисовое - самая юная в составе этой структуры. Видимо поэтому здесь применены самые новые, самые свежие наработки в системе охраны границы, в организации несения службы, в обеспечении условий для жизни пограничников. На заставе возведен комплекс необходимых сооружений - начиная от административных и заканчивая бытовыми, выстроены инженерные укрытия, в том числе защищающие личный состав при отражении нападения злоумышленников. По высшему классу защищено помещение дежурных по подразделению и операторов технических средств охраны государственной границы: вход сюда преграждает бронированная дверь. И это не случайно - отсюда обеспечивается контроль за всем, что происходит в радиусе как минимум 15 км от каждого пограннаряда. Специальными средствами наблюдения «прощупывается» как наземная, так и надводная обстановка - полуостров-то окружен водой, причем сразу двумя морями.

К слову, о морском участке границы. Для ее охраны устроена, пожалуй, самая «экзотичная» погранзастава, расположенная на берегу залива Сиваш. «Экзотики» пограничникам придает и использование при несении службы оригинальных технических средств - судов на воздушной подушке, плавающего вездехода-амфибии. Эта техника одинаково уверенно чувствует себя как на воде, так и на суше, преодолевает отмели и песчаные косы, развивает внушительную скорость в обоих средах.

В целом, перечень технических новинок, применяемых сегодня на заставах в зоне ответственности погрануправления в Крыму, внушителен. Здесь и камеры слежения, и сейсмические датчики, и наблюдательные вышки нового типа, и бронекапсулы, и скоростные катера, и квадроциклы, и многоосные вездеходы. Активно используется беспилотная авиация: по словам сотрудника пограничного управления ФСБ России по Республике Крым Артура Коваленко, беспилотники помогают не просто обнаруживать нарушителя, но и идентифицировать его, наводя на место происшествия поисковую группу. Еще одной оригинальной новинкой, также связанной с небом, можно считать использование мобильного привязного аэростатного комплекса видеонаблюдения. Изображение с его камеры в хорошем разрешении подается на монитор оператора, находящегося на земле, причем контроль можно обеспечить за территорией на добрых полтора десятка километров вокруг.

Дело техники

Граница в Крыму обязана быть защищенной: соседи России, испытывающие, видимо, некие  «фантомные боли» по навсегда «уплывшему» от них полуострову, то и дело испытывают наших пограничников на прочность, устраивают провокации, в том числе - вооруженные вылазки. Один из самых громких инцидентов произошел летом 2016 года, когда на российскую территорию попыталась проникнуть группа украинских диверсантов. Тогда погибли наши военнослужащие, однако и злоумышленники получили «по зубам». Именно для того, чтобы нивелировать эти угрозы, граница и обустраивается по последнему слову техники.

К примеру, сегодня уже не актуально обычное визуальное наблюдение: эту роль берут на себя чуткие «глаза» видеокамер. Как говорят сами пограничники, подобные технические средства охраны установлены таким образом, что никаких «мертвых зон» для них не существует. Кроме того, фиксировать появление вблизи охраняемых рубежей потенциальных нарушителей помогают специальные датчики, основанные на комплексе вибрационного, радиолучевого, сейсмического воздействия. Сигнал с таких датчиков поступает оператору уже при подходе человека к определенному участку: ситуация мгновенно транслируется тревожно группе, которая обеспечивает задержание.

Конечно, без привычных по книгам или фильмам про пограничников наблюдательных вышек тоже не обходится. Однако и эти сооружения можно с полным правом назвать инновационными. Такая вышка оснащена бронированным остеклением, ее можно использовать и как защищенную огневую точку - для стрельбы оборудованы бойницы. Интересно, что Украина в рамках инженерного оборудования своей границы на российском участке по прежнему действует по старинке - копает рвы. Что поделать, таковы технические возможности нашего соседа… Российские пограничники внедряют куда более современные методы, основанные на комплексном подходе, на использовании перспективных систем наблюдения и сигнализации.

Специалисты широкого профиля

Техника - техникой, но без людей никуда. Профессионалами высочайшего уровня были и остаются среди стражей границы специалисты-кинологи. Кстати, интересный факт - при задержании нарушителя его обязаны предупредить о применении служебной собаки. Оказывается, по степени воздействия на человека четвероногий помощник стражей границы сравним с использованием боевого оружия. Собака способна сбить своим весом объект атаки с ног, намертво вцеиться в него своими клыками...

Интересно, что впервые собаки на погранслужбе появились в 1894 году. В пограничники тогда «призывали» сибирских лаек. Немецкие овчарки появились на границе в 1930-е годы, а сейчас помимо них службу несут лабрадоры и спаниели, которых здорово натаскивают на поиск наркотиков и оружия. И служебных собак, и специалистов, способных качественно обращаться с животными, готовят в пограничном кинологическом учебном центре ФСБ России в Вязьме. «Пару» - кинолога и собаку, стараются создавать на многие годы вперед, в том числе, подбирая по характеру: как говорят специалисты, это позволяет обеспечивать более качественную дрессировку, а в дальнейшем - успешную службу.

Вообще, пограничники - это целый набор специальностей. Мы как-то не задумываемся, чего стоит обеспечить охрану границы в таком, казалось бы, спокойном месте, как пункт пограничного контроля в международном аэропорту. А между тем это целая наука. По существующему порядку на проверку вылетающего (либо прилетевшего) пассажира отводятся лишь минуты. Как за это время распознать злоумышленника? Помогают отточенные служебные навыки, сформированный набор компетенций. Сотрудник погранконтроля должен, к примеру, разбираться в паспортах разных стран мира, а их, на минуточку, на планете уже около двух сотен.

Аргументы «Изумруда»

Кстати, не так давно в Симферополе был открыт новый аэропорт, также получивший статус международного. Но основной накал работы у стражей границы в Крыму, конечно же, пока не там. Именно в зоне ответственности регионального погрануправления находится, пожалуй, главный объект полуострова, самый зримый символ единения региона с Россией - Крымский мост. Оставить без внимания этот объект пограничники не могут ни при каких обстоятельствах, тем более, что под мостом ежедневно проходят суда под флагами различных иностранных государств. Сразу хочется предупредить потенциальных террористов: каждое проходящее судно обязано брать на борт лоцмана и сотрудника пограничной службы ФСБ. Так что устроить теракт, направив корабль в опору моста или на один из его пролетов, не получится. Кроме того, контроль за обстановкой обеспечивается с радиолокационного поста на мысе, носящем символическое название Фонарь Все суда, проходящие в этой зоне, отслеживаются им в обязательном порядке.

Подозрительные объекты перехватываются скоростными катерами береговой охраны типа «Мангуст» (о них «Военная приемка» рассказывала в прошлой передаче), а после задержания - досматриваются инспекторами при поддержке группы пограничного спецназа. А с недавних пор морские стражи границы участвуют и в обеспечении режима ведения хозяйственной деятельности российскими судами в районе Азовского моря. Это стало необходимым после захвата нашего рыболовецкого судна «Норд» украинскими пограничниками - беззаконной, откровенно преступной акции. Дело в том, что по существующему между Россией и Украиной договору Азовское море – общее, границу по нему никто нигде не проводил. Государственный участковый инспектор по контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов РФ Михаил  Крицкий подтверждает: задержанные у берегов Украины рыбаки из России не нарушили никаких правил, ведь и украинские рыбаки могут спокойно вести промысел у наших берегов. И тем не менее Украина задержала наших граждан - в нарушение всех международных договоренностей…

Больше злоупотреблять доверием никто не собирается. В акватории Азовского море уже дежурят несколько пограничных кораблей, готовых прийти на помощь в случае подобных пиратских действий украинской стороны. Кстати, задействованный в этой работе пограничный сторожевой корабль ФСБ России «Изумруд» по своему функционалу наряду с охраной границы как раз и предназначен для борьбы с терроризмом и морским пиратством. Корабль способен автономно находиться в море до 60 суток, совершать переходы на дальность до 3,5 тысяч миль, может нести службу при волнении моря в 6 баллов, при этом свободно маневрировать, развивая скорость до 30 узлов. С аргументами «Изумруда» не поспоришь: на борту пограничного корабля имеется шестиствольная 30-мм автоматическая артиллерийская установка АК-630, 12,7-мм пулемет «Корд», а в кормовой части смонтирована взлетно-посадочная площадка, которая может быть оборудована складным палубным ангаром-убежищем для вертолета типа Ка-226 или «Ансат». С вертолета высаживается группа пограничного спецназа, а эти люди делают свою работу профессионально в любых условиях.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ


РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА